Истинность изречения «Ученье – свет, а неученье – тьма», как правило, ни у кого не вызывает сомнения. В конце концов, не только труд, но и способность усваивать и передавать знания сделали из обезьяны человека. Но значит ли это, что мы действительно должны на протяжении всей жизни работать над своим образованием? И что умение полноценно поддержать разговор на любую тему – достижимый идеал? Или существует черта, перед которой все-таки можно остановиться и сказать себе: «Стоп, в предпосылках Скифской войны III века я разбираться точно не хочу»? Пробуем найти ответы на эти вопросы с помощью экспертов, преподавателей Ассоциации Репетиторов.

Если сильно упростить противостояние между теми, кто постоянно жаждет знаний, и теми, кто устал учиться и стремится сменить теорию на практику, его можно свести к вечному конфликту отцов и детей:

  • Интернет позволяет современным подросткам получать гораздо больше информации о мире вокруг, быть в курсе последних событий и тенденций, понимать значение неологизмов и так далее;
  • В свою очередь, взрослому человеку зачастую просто не хватает времени на то, чтобы искать в сети материалы о наиболее актуальных научных теориях и медиатрендах. К тому же уверенно обращаться с ноутбуком или планшетом в нашей стране по-прежнему умеют далеко не все люди старше 50 лет.

Но это – лишь верхний слой проблемы, и при ближайшем рассмотрении все оказывается далеко не так очевидно. Наделенные клиповым мышлением подростки «вылавливают» отнюдь не все подряд данные, а концентрируются на нескольких областях поп-культуры, в число которых обычно входит музыка, сериалы, спорт, автомобили и т.д. В то же время известно множество людей, которые и на пенсии читают горы книг и по широте кругозора могут дать фору своим внукам.

Трудность заключается в том, что мода диктует свои правила. Если раньше самообразование было, в общем-то, личным делом каждого, то в наши дни человек нередко сталкивается с осуждением, если открыто говорит, что ему неинтересны тонкости антропогенеза или малоизвестные работы Эгона Шиле.

Обожествление интеллекта

Получение новых знаний сегодня не просто стало полезным и важным занятием, а обрело статус своеобразного культа. Успешные бизнесмены и знаменитости в интервью с горящими глазами рассказывают о том, как они прочитывают по десять научно-популярных книг в неделю, слушают интеллектуальные подкасты во время пробежки, а вечерами смотрят не телевизор, а онлайн-курсы. Конечно, эти люди не всегда правдивы: порой они намеренно или неосознанно идеализируют себя, хотят показаться лучше. Но их образ жизни (пусть и отчасти вымышленный) кажется весьма заманчивой перспективой.

Зона интеллектуального комфорта

«Даже в чистом виде ни с чем более не совмещенные онлайн-курсы решают множество важных задач, - рассуждает Данил Олегович, преподаватель математики, физики, химии и биологии. - Расширяют кругозор; борются с заблуждениями; знакомят с понятийным аппаратом специалистов, отчего тех становится легче понимать; помогают определиться с вектором профессионального развития. И это прекрасная тенденция. За исключением того, что на этом празднике самообразования людям обычно забывают объяснить: двадцатичасовой курс лекций о современных методах борьбы с злокачественными опухолями не сделает вас квалифицированным врачом-онкологом. Известно когнитивное искажение, называемое эффектом Даннинга-Крюгера. Суть его сводится к тому, что некомпетентный человек не в состоянии оценить масштаб своей некомпетентности, отчего имеет крайне завышенные представления о собственных способностях. В результате выходит, что слушатель курсов пытается ставить себя на одну ступень с профессионалом. А так делать не надо».

К сожалению, когда один человек говорит «Я отлично разбираюсь в этом предмете, слушайте меня», другие довольно редко пытаются разобраться, какова доля истины в его словах. Зато впадают в иные крайности:

  • Одни стыдятся отсутствия у себя полезных интеллектуальных привычек и практически неизбежно приходят к агрессии в адрес зазнавшихся умников;
  • Другие как в омут с головой бросаются в пучину информации, желая наверстать упущенное, но ничем, кроме каши в голове это, как правило, не заканчивается;
  • Третьи читают самые модные книжки, ходят на самые модные выставки, смотрят самые модные документальные фильмы, не понимая толком, зачем им это нужно.

Широта навыков или узкая специализация?

Впрочем, дело не только в персональных увлечениях, которым мы посвящаем свободное время. В наши дни остро встает вопрос о том, какая стратегия более эффективна для профессионального развития и жизни в целом: быть непревзойденным экспертом в одной области или разбираться в нескольких сферах знаний, но относительно поверхностно? Универсального ответа на него пока не дано, да и наши эксперты тоже не смогли прийти к полному согласию.

«Сейчас мнение, будто необходимо всю жизнь работать по специальности, избранной в юности, уже не кажется абсолютно правильным, - рассуждает Екатерина Владимировна, преподаватель математики. - Я считаю, что стоит слушать свое сердце, и если оно скажет, что нужно сменить профиль деятельности в 30 или даже в 50 лет, важно не своим чутьем. В наше время, когда все меняется очень быстро, адаптироваться к новым условиям и требованиям будущей работы может лишь тот человек, чей спектр знаний очень широк, а не Шерлок Холмс, который отлично разбирается в ядах, но не знает о законах Коперника и вращении Земли вокруг Солнца. К тому же сейчас знания во многих сферах всегда можно при необходимости или при желании углубить, и я считаю, что это верный путь для развития и самосовершенствования».

Зона интеллектуального комфорта

«Конечно, идеально было бы глубоко разбираться во множестве областей, но в условиях ограниченности ресурсов это невозможно, - считает Данил Олегович. - Время ученых-энциклопедистов ушло, нет больше никаких великих естествоиспытателей. Вернее, они где-то есть, но их не видно на фоне узкоспециализированных профессионалов. Это закономерное и неизбежное следствие процесса накопления знаний. Подобная универсальность теперь возможна лишь для рабочих профессий, да и то не в полной мере. Поэтому все мы вынуждены искать свою, достаточно узкую нишу. Но и закрываться в ней – опасно. Широта взглядов и интересов позволит не упустить новые возможности, часто открывающиеся на стыках ниш, а в случае кризиса – даже сменить специализацию».

Не учат в школе

Не стоит забывать, правда, и о том, что с необходимостью усваивать и накапливать знания человек обычно впервые сталкивается не во взрослой жизни, а в детстве. В этом контексте современная школьная программа часто становится объектом нападок, причем как весьма абсурдных, так и обоснованных – во всяком случае, отчасти. Желая отстоять свою точку зрения, противники чересчур насыщенного информацией обучения говорят:

  • Конечно, способность считать в уме или находить процент от числа мне пригодится, но зачем я должен знать, как решать дифференциальные уравнения? К тому же сейчас у меня всегда под рукой калькулятор в смартфоне, и простые математические задачи можно выполнить с его помощью;
  • Разумеется, пользу чтения никто не отрицает. Но для чего нам нужен такой огромный список литературы? Его же практически невозможно осилить! Вполне достаточно было бы нескольких классических произведений для ознакомления, а дальше я уже сам/а решу, книги какого жанра мне нравятся;
  • Требование уметь писать грамотно было актуально в прошлом веке! Наше поколение вот-вот полностью перейдет на компьютер, а в любом текстовом редакторе можно включить автоматическую проверку ошибок. Зачем напрягаться, если машина с легкостью выполнит задачу за тебя?

«Работая репетитором и занимаясь последний год с ребятами, которые сдают выпускные экзамены (9 и 11 класс), я очень часто слышу слова учеников о том, что им приходится учиться тому, что им не нравится или не пригодится в будущей жизни и для выбранной профессии, - рассказывает Екатерина Владимировна. - Я считаю это печальным упущением нашей системы образования: всех заставляют учиться всему, и только для единиц такие знания будут полезны. Более правильная и здоровая альтернатива – сделать так, чтобы обучение в школе было наполнено теми занятиями, которые могли бы раскрыть личностный потенциал ребенка, помочь ему научиться жить в гармонии с миром и с самим собой, понимать структуру общества, государства, уметь решать проблемы, возникающие при общении с другими людьми. Если знания даются без принуждения, в объеме и формате, интересном ученику, процесс обучения лишь способствует тому, что ребята раскрывают свои сильные стороны и выбирают вуз в соответствии со своими предпочтениями и мечтами».

Зона интеллектуального комфорта

Мотивы и цели

И в школе, и в университете, и при построении карьеры мало просто жадно (или, наоборот, через «не хочу») впитывать знания как губка. Прежде всего стоит научиться отделять зерна от плевел и разобраться, зачем тебе нужна та или иная информация. Просто ради интереса? Отлично! Чтобы восполнить пробелы, оставленные школьной программой, и наконец разобраться в том, как устроена Вселенная? Замечательно! С целью поразить окружающих своей начитанностью и продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство? Увы, так себе мотивация.

«Многие люди действительно вполне счастливо живут, не отличая Бабеля от Бебеля и частного дифференциала – от полной производной, - говорит Данил Олегович. - Однако стоит понимать, что будущее уже наступило, пусть и не везде. То, что в Древней Греции считалось передовой математикой, сегодня – всего лишь геометрия средней школы. Квантомеханическая революция начала XX века в наши дни доступна студентам в среднем третьего курса любой технической специальности. Фундаментальные идеи, прорабатывавшиеся величайшими умами недавнего прошлого, теперь окружают нас в виде привычной бытовой или, скажем, медицинской техники. А многие ли из ваших знакомых понимают базовые принципы работы микроволновки или аппарата МРТ? Да что там МРТ: хотя бы о назначении педали сцепления в автомобиле все знают?

К сожалению, для большинства людей технология почти неотличима от магии, а принцип «ой, я что-то нажал, и оно само сломалось» становится нормой. Школьная программа вовсе не перегружена. Зато в ней очень не хватает связности, последовательности и осмысленности. Учителя по привычке говорят о какой-то «царице наук», в то время как математика – не наука вовсе. Это язык для описания окружающего мира, а дифференциальные уравнения – одна из букв алфавита».

Мудрая сова 15 сентября 2017